О сайте

Это сайт некоммерческого сетевого музыкального издательства (нетлейбла) Djezmusic, ориентированного на публикацию экспериментальной музыки, принадлежащей к такому специфичному жанру, как "алгоритмическая композиция" и её частному подвиду -- "автоматической музыке". Вся публикуемая этим издательством музыка создана автоматически специально разработанным для этого программным обеспечением, то есть полностью или почти полностью без участия человека.

В рамках концепции, на базе которой разработано данное программное обеспечение, традиционная (неалгоритмическая) музыка рассматривается как процесс, разворачивающийся во времени, движимый композиторским замыслом. Алгоритмическая же музыка рассматривается как временной процесс, движимый формальными закономерностями и/или случайностями. Иными словами, в рамках концепции исследуется альтернативные, некомпозиторские, способы организации звукового пространства, путем построения процессов, родственных музыке, но не являющихся ею в традиционном смысле.
Лейбл начал функционировать в октябре 2021 на платформах ВКонтакте и Blogger, а в марте 2022 года обзавёлся собственным сайтом.

Изначально Djezmusic задумывался не как сетевой лейбл, а как некий информационный ресурс (блог), посвященный публикации работ единственного на тот момент авторского проекта Djez, в рамках которого предполагалось разрабатывать и тестировать различные алгоритмические техники музыкальной композиции. И первые четыре опубликованные под вывеской Djezmusic работы, выпущенные в один день, как раз представляют собой результат более чем двухгодичного поиска приемлемых для программной реализации идей. Эти четыре работы так и остаются по сей единственными из опубликованного на Djezmusic сделанными "вручную", то есть не сгенерированными каким-либо программным обеспечением, хотя и выполненными в соответствии с еще не до конца формализованными тогда алгоритмами. И именно на базе этих четырех работ вырос программный механизм dmbac, ныне полностью отвечающий за автоматическое создание композиций таких проектов, как Right Carrier Orchestra, Minc, Sidework, Novem и других.

Примерно через год после запуска лейбла, был разработан и второй механизм -- orbag, задача которого -- генерировать не композиции, а готовые аудиофайлы. Чуть позже был внедрен и механизм автоматического создания графических файлов -- bitpac, работы которого используются в качестве готовых обложек выпускаемых работ. Таким образом, изначальная задача исследования и реализации механизмов автоматической композиции, со временем несколько расширилась, и сейчас Djezmusic -- это нечто вроде лаборатории, в которой исследуются способы замещения творческой деятельности технической (принципиально не говорим -- "инженерной", так как это по сути синоним "творческой") сразу в нескольких областях. Впрочем, слово "замещение" не должно вводить в заблуждение, так как в данном случае речь идет не о полной подмене одного другим, а именно о поисках альтернативных способов получить результаты, в чем-то схожих с тем, что дает творчество, основанное на замысле человека-творца, а в чем-то -- нет, и имеющего, таким образом, какие-то иные качества, не оцениваемые стандартными эстетическими критериями.

Сразу оговоримся, что в Djezmusic методы искусственного интеллекта при создании музыкального материала не рассматриваются вообще. Задачи искусственного интеллекта состоят принципиально в другом — в имитации деятельности человека, а не в создании альтернативных способов организации звукового пространства, если говорить конкретно о создании музыкальных произведений.
Издательство Djezmusic ставит перед собой прежде всего исследовательские задачи, частными решениями которых являются публикуемые с его помощью работы. И если в результате этой деятельности удастся вынести исследуемые вопросы на уровень хотя бы теоретического обсуждения как техническим, так и творческим сообществами, можно считать, что миссия Djezmusic успешно выполнена.